«Доктор Живаго» называют христианским романом. Многие возмущаются: герой безвольный, проиграл свою жизнь, отдал Лару, не спас ни дочь, ни себя самого, в чём же его «христианскость»?
Но роман завершают стихи: они словно отбрасывают на героя закатный отсвет. В этих стихах Юрий Андреевич Живаго проживает отдельную жизнь – не на фоне советской разрухи, а на фоне Страстной недели Христа и всем обещанного Воскресения… И роман вдруг насыщается каким-то новым смыслом.
На лекции с писателем и литературоведом Александром Архангельским поговорим о том, зачем Пастернак завершает роман стихами и в чем «христианскость» Живаго:
– как «Доктор Живаго» оказался между «Гамлетом» и «Фаустом»;
– в чем смысл поэзии Юрия Живаго;
– откуда взялась пассивность главного героя и почему его путь – это уклонение;
– что Пастернаку важнее – жить или переживать.
«В лирическом сюжете стихотворений судьба отдельного человека поставлена в контекст евангельской истории. И каждый человек вдруг оказывается ее частью. Наверное, это последний русский роман, скроенный по классическим лекалам. И с классическим русским героем, одиноко заброшенным в новую жизнь», – говорит Александр Архангельский.
Александр Архангельский – критик, литературовед, писатель, публицист, телеведущий. Автор документальных циклов, ведущий и руководитель программы «Тем временем» (телеканал «Культура»). Педагог и автор школьных учебников, методических пособий, хрестоматий по литературе. Лауреат ТЭФИ, финалист «Большой книги», профессор Высшей школы экономики.